Подростки и алкоголь

Объединяю эти две темы, так как вижу в этом практическую необходимость. Много нюансов, стереотипов, индивидуальных моментов — остановлюсь на важном.

  1. Только к 21 году завершается формирование именно тех зон головного мозга, на которые негативно воздействует алкоголь. Это зоны мозга, которые отвечают за контроль поведения, импульсов. То есть и так подростку это дается сложно, так алкоголь еще больше снижает данные возможности.
  2. Просто готовить подростка домашним приемом алкоголя к взрослой жизни с алкоголем — это значит формировать в нем идею, что прием алкоголя неизбежен. Мы лишаем его выбора идеологически и сразу как бы становимся на сторону тех, кто будет удивляться его «нездоровой» трезвости. Кстати, идеологический компонент формирования зависимости — один из самых сложных в преодолении.
  3. Важно давать четкую информацию (научно обоснованную, но доступным языком) о том, как алкоголь воздействует на организм — не нравоучительно, а образовательно. Без иллюзий, но и без страшилок.
  4. Следить за тем, чтобы ребенок понимал, какую функцию он готов переложить на алкоголь — расслабление, возможность получить желаемое, освобождение от стеснения и стыда, выражение агрессии, желание быть взрослым, потребность в свободе, желание выступить с протестом перед родителем, который категорически запрещает алкоголь, и т. п.  А значит, предлагать и показывать ему на практике! другие способы, которые реализуют данные функции, не создавая угрозы для здоровья и нежелательных последствий. Важно, чтобы вы демонстрировали и своим примером то, как другие способы могут доставить все эмоции и состояния, которые в дефиците. Человечество издавна прибегало к употреблению различных психоактивных веществ для изменения сознания. Но конкуренцию алкоголю могут составить очень даже здоровые занятия.
  5. Особое внимание к понимаю действия алкоголя стоит обратить подростков-мальчиков, у пап которых была(есть) алкогольная или наркотическая зависимость. Исследования показывают повышенные риски генетического фактора развития зависимости для данной группы ребят, НО он не определяющий!
  6. Так же осторожность важно проявить тем подросткам, в культуре народов которых не принято было сотнями лет употреблять алкоголь. В их организме генетически расщепление алкоголя не будет проходить, как у более «генетически адаптированных» к алкоголю. Интоксикация точно доставит массу неприятностей. И да, никто не защищен от индивидуальной такой же особенности расщепления алкоголя.
  7. Не ставьте ярлык на подростка, что он станет алкоголиком, если случилось неосторожное употребление алкоголя. Лучше после вместе обговорите (проанализируйте) ситуацию.
  8. Уверена все понимают, что просто запрет и страшилки для подростка не работают. Поэтому я и пишу, что, кроме информации, у подростка должны быть активные (те, что он знает и уже пробовал) способы получить нужное без алкоголя! И, конечно, важно учить подростка понимать, что именно это «нужное» для него в каждый конкретный момент времени — чувствовать себя, свои потребности, распознавать свои эмоции.
  9. Расширять поле информации, внутренних и внешних возможностей подростка — это наша с вами задача, задача взрослых. Наберитесь терпения, ограничьте эмоциональный подход к этому вопросу и постарайтесь предложить подростку то, что вызовет у него интерес к нестереотипному отношению к алкоголю.

Я не ханжа, и я тоже была подростком 😉 — я понимаю, что алкоголь был, есть и будет в жизни человечества, НО я за то, чтобы его употребление было осознанным выбором. Здоровья всем и наполненной жизни!

Использование материалов сайта разрешается только с указанием авторства и активной ссылкой на сайт.

Автор: Наталья Мажирина www.psihologvkieve.com.ua

Добавить комментарий