А как вы говорите, поете «Я»?

Музыка не раз уже доказывала свои диагностические возможности. Особенно это касается уроков вокала. Как человек дышит, насколько подняты плечи, насколько отдает звук или же боится его отпустить, даже пропевая. Зажимы, отсутствие нужного вдоха, неполный выдох… И дело не только в знании, как правильно. Профессиональный преподаватель расскажет и покажет всё. Дело в том, насколько человек сможет это повторить. И секрет не в вокальных способностях или не столько в них.
Особенно интересное наблюдение вызывает затруднение с пропеванием буквы «Я». Распевки, слова в песне — это же часто больше, чем буква — это и слово «Я». Вот тут-то и таится подвох. Вот поются-поются другие буквы, слова очень даже в полную силу, очень даже с правильным дыханием. И тут загадочное происшествие с «Я» — звук тише, как будто такое вот неловкое «Я» в себя, тихо, почти с извинениями… И на просьбу пропеть ее громко или даже громко сказать тело откликается вполне ощутимым спазмом в горле! И всё тут… Ах да, что набирает силу, так это эмоции… И такой вот феномен встречается не так редко среди тех, кто занимается вокалом.
А в разговоре в таком случае часто «Я-высказывания» заменяются «Ты-высказываниями», даже и особенно при описании свои собственных чувств, событий… Или слово «Я» тоже звучит тихо, быстро, незаметно, через внутреннее препятствие (физическое и психоэмоциональное).
Это страшное слово «Я» действительно, с одной стороны, преувеличено («Я» должно быть конкурентноспособным, счастливым и т. п. (список индивидуально бесконечен) — все требования, что означают успешность сегодня), а с другой стороны — при такой реакции психики и тела — его значимость явно занижена.
И здесь важно найти баланс, снизив требования и дав «Я» голос.
«Я» — это всего лишь образ Я, представление о себе (не что-то, что обязательно должно быть каким-то). И первыми представление о нас (о нашем «Я») дают нам родители. И вот если образ формируется с дефицитами, травмами, если потребности ребенка не слышат, не позволяют проявлять желания или вообще проявлять их опасно, то этому «Я» как бы не позволено быть громким. Ну это так, если кратко и слишком в общем — глубоко не буду об этом здесь философствовать. Сейчас не об этом. Если уже есть реакция тела, значит с него лучше и начать обратный путь к своему Я, к его усилению.
Что можно попробовать сделать на уровне тела:
  1. Взять теннисный мячик и бросать его о стену, выкрикивая «Я» во время броска. Сильнее бросаете — сильнее выкрикиваете «Я». Или можно заменить движениями руками из бокса, хоть по воздуху, а лучше по груше — тоже выкрикивая «Я».
  2. Быстро широко шагая, на каждый шаг произносите слово «Я», с каждым шагом произнося его всё громче и громче.
  3. Вместе с ребенком (или с любым желающим взрослым) соревнуетесь, кто громче крикнет слово «Я».
  4. Можно также менять громкость «Я», переваливаясь с ноги на ногу, как медвежонок — то тише, то громче — чем тише на одной ноге, тем громче на другой.
  5. Можно взять любую детскую песенку и пропеть ее на «Я», соревнуясь с ребенком, кто громче.
  6. На батутах отлично выкрикивать «Я» — можно при соприкосновении с батутом сначала, а потом при взлете.
  7. Буква «Я» состоит из двух звуков [йа] — попробуйте отталкиваться от [й] и пропевать громко и длинно [а], с каждым разом делая менее заметным переход от звука к звуку и повышая громкость и длительность звучания.
Еще больше, эффективно поработать со звуком, дыханием можно на уроках вокала.
А вот глубже понять, принять, сделать (снова) более уверенным свое «Я» — с психологом.
Использование материалов сайта разрешается только с указанием авторства и активной ссылкой на сайт: www.psihologvkieve.com.ua

Добавить комментарий